You need to upgrade your Flash Player or to allow javascript to enable Website menu.
Get Flash Player

 

Каталог

Каталог

Задайте вопрос

 
Íîâîñòè  
Азбука хладоснабжения

АЗБУКА ХЛАДОСНАБЖЕНИЯ

 

Как только первобытный человек набрался опыта, он сообразил, что спастись от голодной смерти можно, запасая еду впрок. С тех давних пор встала перед человечеством проблема сохранности продуктов.

 

В старинных княжеских теремах были приличных размеров «ледники», в которых летом и зимой сохранялась рекордно низкая температура. Даже самый бедный киевлянин времен князя Владимира Крестителя имел маленький погребок — «подклеть», где сберегал свои небогатые запасы еды. Нашим современникам с погребами повезло меньше, но холодильник оказался достойной заменой. Жужжащий сундучок с едой живет теперь в каждом доме. Стандартный холодильник, заполненный продуктами, может кормить семью на протяжении недели. А что делать владельцам супермаркетов? Где хранить скоропортящиеся продукты и замороженные полуфабрикаты для целого квартала сред­нестатистического города? Советская торговля, увы, не могла похвастаться разнообразием холодильного оборудования, потому сегодня на рынке — в основном гости заморские.

 

КАКИМ БЫВАЕТ «ХОЛОД»?

 

70% оборота среднестатистического продовольственного магазина составляют товары, хранение которых возможно только при средних (0...+8 °С) и низких (0...-24 °С) температурах. Понятно, что без холодильного оборудования ни одному, даже самому маленькому продуктовому магазинчику не выжить.

 

Все холодильное оборудование делится на три большие группы: «встроенный холод», «выносной холод» и «центральный холод».

 

Встроенным холодом называют холодильное оборудование со встроенными агрегатами. Каждая единица этого оборудования имеет свой холодильный агрегат, смонтированный внутри витрины, шкафа, горки, ларя и т. д. Такое оборудование просто и удобно, но является рентабельным лишь для небольших магазинов торговой площадью менее 150 кв. м, а также для торговых предприятий, арендующих торговую площадь на срок менее 3-5 лет. Дело в том, что конденсатор холодильного агрегата передает тепло окружающей среде, т. е. воздуху торгового зала. Если в магазине стоит много подобного оборудования, то непрерывная отдача тепла повышает температуру воздуха и, как следствие, увеличивает теплоприток к охлаждаемым объемам холодильной мебели. В таких условиях агрегаты начинают работать еще интенсивнее и отдают в воздух еще больше тепла. Круг замкнулся. Этот эффект можно преодолеть, оснащая торговые залы системой кондиционирования.

 

Если компрессор и конденсатор холодильного агрегата монтируются вне торгового зала, а испарители встроены в холодильную мебель, то такое оборудование называется выносным. Выносное холодоснабжение имеет ряд преимуществ перед встроенными агрегатами:

 

  • низкий уровень шума в торговом зале;
  • отсутствие выброса тепла в торговый зал;
  • более стабильный температурный режим, возможность его регулировки в самом широком диапазоне;
  • значительная экономия электроэнергии.

 

Кроме того, владелец магазина имеет возможность существенно увеличить площадь выкладки товара в холодильной мебели. Правда, и у выносных систем есть некоторые минусы: нельзя подключать к одному агрегату оборудование различного назначения — холодильное и морозильное. Выносное холодоснабжение требует монтажа магистралей для циркуляции хладагента, а значит — и хороших специалистов для выполнения работ. При большом количестве потребителей возрастает число выносных компрессоров и конденсаторов, а также увеличивается общая длина трубопроводов. Такие системы не обладают высоким КПД, кроме того, значительно увеличивается стоимость монтажа и обслуживания, а для устранения неисправностей нужно останавливать всю систему.

 

Центральное холодоснабжение (ЦХ) торгового предприятия, склада — это, как правило, две холодильные машины (ЦХМ), одна из которых обеспечивает холодом все среднетемпературное оборудование, а вторая — низкотемпературное, Помимо этого, разработана универсальная ЦХМ для всего оборудования торгового зала: она представляет собой несколько компрессоров, которые монтируются на одной раме с комплектом автоматики и дополнительного оборудования. Отдельно, преимущественно на улице, монтируется один общий воздушный конденсатор. ЦХ отличает надежность и стабильность. Этот вид оборудования очень надежен, так как несколько компрессоров ЦХМ работают параллельно: при выходе из строя одного из них, другие продолжают полноценно функционировать. Центральное холодоснабжение имеет более длительный срок службы, так как моторесурс каждого из компрессоров вырабатывается одинаково. Подкупает и универсальность ЦХ. При использовании такой системы холода к одной ЦХМ можно одновременно подключать разноплановое оборудование (витрины, горки, камеры и т. д.). ЦХ имеет лишь один недостаток — высокую стоимость.

 

РАЗНОВИДНОСТИ ХОЛОДИЛЬНЫХ ЕМКОСТЕЙ

 

По общему назначению оборудование разделяют на несколько видов:

  • морозильные и холодильные лари;
  • холодильные шкафы;
  • морозильные ванны (боннеты);
  • витрины;
  • горки.

 

По уровню температуры в рабочей камере оборудование подразделяется на низкотемпературное и среднетемпературное. Все вышеперечисленные вместилища холода, кроме горок, выполняются в низкотемпературных и среднетемпературных вариантах.

 

Многие заводы-изготовители выпускают так называемые серии оборудования. Под серией понимают набор оборудования в следующем составе: витрина среднетемпературная, витрина низкотемпературная, витрина кондитерская, шкаф среднетемпературный, ларь. Серии исполнены в единой цветовой гамме, схожи по форме и предназначены для использования в качестве стандартного набора холодильного торгового оборудования для небольшого магазина или отдела в крупном супермаркете.

 

ЛАРИ

 

 «Предком» нынешних моделей был советский низкотемпературный прилавок, за которым работали «тетеньки с мороженым». Производил этот единственный в своем роде прилавок завод торгового оборудования в Йошкар-Оле. Союзный раритет отличали добротность изготовления, «железобетонная» массивность и, как следствие, долговечность и надежность эксплуатации. Сегодня о нем помнят лишь ветераны торговли. Супермаркеты и небольшие продуктовые магазины заполнены ларями из Европы, а в последнее время – и из России. Первые ласточки «прилетели» к нам в 90-х годах вместе с импортным мороженым. Мороженое в России делать научились, а вот лари покупают до сих пор. За мороженым пришли замороженные полуфабрикаты, для хранения которых требовались не только низкие температуры (‑18...‑24 °С), но и соответствующие емкости, а также наличие витринного стекла для демонстрации.

 

Производители предлагают модели для уличной торговли, контейнерной и «палаточной» продаж, для использования в магазинах при продаже замороженных продуктов и др. Объем ларей — от 150 до 650 литров, диапазон температур — от 0 до -30 °С.

 

Лари практичнее и удобнее витрин: их можно загрузить под крышку, продукты в них сохраняются дольше, чем в витринах, и, наконец, лари — дешевле, чем витрины и все остальные разновидности морозильного оборудования.

 

ШКАФЫ

 

Среднетемпературный шкаф (0...-8 °С) используют как холодильную камеру, низкотемпературный (0...-24 °С) — как морозильную. Низкотемпературные шкафы составляют конкуренцию ларям из-за своего принципиального конструктивного отличия — они устанавливаются вертикально. Это отличие при одинаково полезном объеме позволяет, во-первых, сэкономить торговую площадь, во-вторых, дает возможность при значительном количестве полок разместить в шкафу намного больший ассортимент товаров, чем в горизонтальном холодильнике (ларе).

 

Низкотемпературные шкафы выпускаются в диапазоне от 350 до 1400 литров. Наиболее широко представлены 400-литровые модели низкотемпературных шкафов. Это объясняется оптимальным соотношением «цена/объем».

 

Шкафы подразделяются по конструкции дверей на модели с металлическими (или сплошными) либо стеклянными дверями. Для удобства эксплуатации практически во всех моделях есть возможность изменения направления открывания дверей (левое на правое и наоборот). Для хранения продуктов оптимальнее использовать модели со сплошными дверями, а для демонстрации и продажи — со стеклянными. Как правило, все модели ведущих зарубежных фирм имеют принудительное вентиляторно-воздушное охлаждение и оснащены системой автоматического оттаивания. Для наиболее эргономичного использования полезной площади шкафа делают съемные полки.

 

БОННЕТЫ (ВАННЫ ИЛИ ГОНДОЛЫ)

 

Вот такие, почти поэтические названия, у более крупных «особей» холодильного оборудования. Выделяют три типа подобного оборудования: узкий пристенный вариант (пристенная боннета), боннета центрального расположения и комбинация боннеты со шкафом.

 

Центральные ванны (боннеты) могут быть 2-секционными, с возможностью программирования индивидуального температурного режима в каждой секции. Односекционные ванны нередко размещаются в центре зала «спиной к спине», образуя остров, который может дополняться торцевой секцией. Комбинированная модель работает на двух агрегатах: один обеспечивает поддержание холода в ванне, другой — в шкафах.

 

Холодильная ванна-шкаф имеет общую площадь экспозиции, не сопоставимую ни с каким другим видом оборудования. Правда, такой вариант значительно дороже обычной холодильной ванны. Корпус боннеты обычно изготавливается из пластифицированной стали, а внутренняя отделка выполняется из нержавеющей стали. Боковины имеют полиуретановую изоляцию и снабжены противоударным буфером. Наибольшей популярностью пользуются модели со стеклянным бортиком, который обеспечивает хороший обзор.

 

Самыми востребованными являются морозильные ванны с диапазоном температур -18...-25 °С. Выпускаются также среднетемпературные боннеты (‑1...+5 °С). Для небольших магазинов особый интерес представляет комбинированный вариант, позволяющий регулировать температуру от ‑25 до +8 °С.

 

ВИТРИНЫ

 

Холодильные витрины очень активно используются в магазинах и самообслуживания, и прилавочной торговли. Обычное их месторасположение — рыбный, мясной или кондитерский отделы. Как правило, в супермаркетах стоят целые линии длиной в несколько метров, заполненные всевозможными продуктами.

 

Витрины бывают низкотемпературными — для замороженных продуктов и мороженого; среднетемпературными — для колбасы, сыра и т. д. Существует и «горячий» вариант витрин — для горячей готовой еды, а также «кондитерский» — для выпечки. Длина витрин со встроенным холодом колеблется от 1,1 м. до 2,5 м.

 

 

ГОРКИ

 

Делятся на 3 типа: молочные, мясные и фруктовые.

 

Молочные (зарубежные производители маркируют их буквами SL) имеют температурный режим +1...+7 °С и предназначены для торговли молокопродуктами и гастрономией.

 

Мясные горки (МТ) с температурным режимом 0...+2 °С используются для торговли мясными полуфабрикатами, рыбой и пресервами.

 

В горках третьего типа — фруктовых (FV) — температурный режим устанавливается на уровне +5...+7 °С. Такой микроклимат гарантирует сохранение товарных качеств овощей и фруктов.

 

Если мясные и молочные горки различаются между собой только температурным режимом, то фруктовые отличаются конструктивно: для выкладки товара в них используются две полки, монтируемые под наклоном, и нижний уровень (поддон). В верхней части оборудования установлена наклонная зеркальная панель, в которой отражается выложенный товар, создавая эффект изобилия.

 

Стандартная комплектация холодильных горок предполагает наличие лампы дневного света, встроенной в козырек оборудования. Специалисты советуют для подсветки мясных горок использовать лампы с красными оттенками, которые способны увеличить привлекательность товара.

Центр торговых технологий © (2005-2017)
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ: 8-800-550-4-660
г Сыктывкар, (8212) 24-98-90, 20-40-69
г. Ухта, (8216) 74-14-88, 74-10-60
г. Усинск (82144) 4-77-36, 4-77-62
г. Салехард (8216) 74-14-88
г. Симферополь 8(978) 111-79-73